Психологическое воздействие опасных онлайн-челленджей на подростков: анализ случая
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2024.5.2.4Ключевые слова:
онлайн-челленджи; подростки; одобрение сверстников; цифровая грамотность; психическое здоровье; рискованное поведение; кейс-метод; психологический стрессАннотация
В современную цифровую эпоху социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей, особенно подростков. Интернет-платформы предоставляют возможности для связи и самовыражения. Однако этот цифровой ландшафт также несет значительные угрозы, включая кибербуллинг и опасные онлайн-челленджи, которые могут привести к формированию самоповреждающего поведения и иным негативным последствиям. Цель данного исследования — изучить психологическое воздействие опасных онлайн-челленджей на подростков. Особое внимание уделено тому, как социальные сети влияют на поведение подростков и их стремление к одобрению сверстников. Использован кейс-метод, чтобы глубже понять мотивацию, эмоциональные факторы и опыт подростков, участвующих в опасных онлайн-челленджах. Результаты показывают, что желание получить одобрение сверстников часто заставляет подростков совершать рискованные поступки, не учитывая при этом возможные последствия: серьезные физические повреждения, психологический стресс, тревогу, депрессию. Низкая самооценка и семейные конфликты усугубляют ситуацию. Создание поддерживающей среды и развитие цифровой грамотности у подростков является ключевым для защиты от опасностей онлайн-челленджей, формирует у них здоровые стратегии преодоления трудностей и устойчивость к негативному воздействию социальных сетей.