Исследование уровня зрелости поступка у студентов с разным локусом контроля
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2024.5.1.3Ключевые слова:
локус контроля; поступок; зрелость поступка; жизненно важное решениеАннотация
Статья посвящена изучению различий в уровне зрелости поступков у студентов с разным локусом контроля. Актуальность данного исследования связана с развитием в России персонализированного образования в высших учебных заведениях. В условиях, когда студент сам может выбрать наполнение части образовательной программы, результат будет зависеть от его способности делать, по сути, жизненно важный выбор. Локус контроля рассматривается как один из существенных факторов, определяющих качество выбора для самого студента. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке студентов, обучающихся в системе высшего образования г. Тюмени. В исследовании приняли участие 98 человек в возрасте от 17 до 27 лет (M =19.61; SD = 1.8), из которых 25.5 % мужчин, 74.5 % женщин. Использовались следующие методики: «Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК)» Дж. Роттера, адаптированный Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткиндом для определения локуса контроля и «Исследование поступков» В. А. Старцевой, Е. Л. Доценко, О. В. Пчелиной для выявления уровня зрелости поступка. Методы статистической обработки: описательный и сравнительный анализ. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что существует статистически значимое различие в уровне зрелости поступков у студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля. Уровень зрелости поступков значимо выше у участников с интернальным локусом контроля. Испытуемые с интернальным локусом контроля при решении диагностической задачи используют более широкий репертуар поступков.