Нейропсихологическое обучение при оппозиционном расстройстве
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2021.2.1.3Аннотация
Оппозиционные (ODD) и кондуктивные расстройства (CDs) встречаются достаточно часто (от 5% до 10%). Симптомы обычно проявляются в течение многих лет, иногда переходят во взрослый возраст, например, такие тяжелые расстройства личности, как злоупотребление алкоголем и наркотиками, преступное поведение. Во второй половине двадцатого века зафиксирован значительный рост данных состояний (Harrison, Cowen, Burns, & Fazel, 2018). Новый подход, разработанный в рамках историко-культурной нейропсихологии, позволяет по-новому взглянуть на проблему; данный поход представляется эффективным и перспективным (Quintino-Aires, 2012, 2016a, 2020a). В статье представлены результаты работы нашей команды в области нейропсихологического образования на основе подхода нейропсихологической реабилитации, предложенного А. Лурия (1963, 1966b, 1970), с детьми и молодыми людьми. Статья также сфокусирована на применении теории поэтапного формирования умственных действий П. Гальперина при выстраивании терапевтического сеанса с ребенком или подростком с подобными расстройствами, а также в педагогической работе с родителями. Случай A.B. – 10-летним мальчиком, усыновленным в возрасте пяти лет, – помогает проиллюстрировать, как с подобными ситуациями обычно справляются в детской психиатрии и клинической психологии, и каким образом лечение может отличаться при применении подхода, разработанного в рамках историко-культурной нейропсихологии. Представлен краткий обзор исследований в области нейронаук, в частности работ по нейровизуализации, с целью выработки более комплексного подхода к лечению мальчика (случай А.В.). Результаты нашей клинической практики доказывают результативность данного подхода при лечении оппозиционных (ODD) и кондуктивных (CD) расстройств. Представляется необходимым проведение более систематизированных и расширенных исследований с привлечением большего числа пациентов.