Типология младших школьников с выявленным отклонением в развитии и трудностями в обучении

Авторы

  • Юлия Александровна Токарева Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0002-8868-7833
  • Светлана Валерьевна Волик Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0002-8868-7833

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2023.4.1.2

Ключевые слова:

минимальные мозговые дисфункции; задержка психического развития; младшие школьники; трудности в обучении; психология образования

Аннотация

На современном этапе развития системы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса наиболее актуальной становится задача своевременного диагностирования и выявления детей с проблемами в развитии, которые препятствуют освоению образовательной программы. По данным исследований, за последние десять лет количество младших школьников, не справляющихся с программой при сохранном интеллекте, неуклонно растет. В исследовании, направленном на выявление психологических особенностей детей с отклонениями в развитии, испытывающих трудности в обучении, приняли участие учащиеся младших классов средних школ Свердловской области в количестве 230 человек, из них 111 девочек (48 %) и 119 мальчиков (52 %). Основной методикой диагностики явился тест Тулуз-Пьерона, универсальный для психофизиологической оценки. Среди наиболее выраженных признаков минимальной мозговой дисфункции выделяются: недостатки сформированности памяти, мышления, произвольного внимания, повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость, двигательная неуправляемость, слабость саморегулирования. В результате проведенного исследования подтверждены гипотезы о том, что у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, в зависимости от выраженности типа, существуют особенности развития высших психических функций и характера поведения в процессе обучения, требующие специальных приемов контроля и оценки знаний учащихся.

Сведения об авторах

Юлия Александровна Токарева , Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой управления персоналом и психологии 

Екатеринбург, Россия

Светлана Валерьевна Волик, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

аспирант

Екатеринбург, Россия

Опубликован

2023-09-07

Выпуск

Раздел

Научные исследования