Типология младших школьников с выявленным отклонением в развитии и трудностями в обучении
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2023.4.1.2Ключевые слова:
минимальные мозговые дисфункции; задержка психического развития; младшие школьники; трудности в обучении; психология образованияАннотация
На современном этапе развития системы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса наиболее актуальной становится задача своевременного диагностирования и выявления детей с проблемами в развитии, которые препятствуют освоению образовательной программы. По данным исследований, за последние десять лет количество младших школьников, не справляющихся с программой при сохранном интеллекте, неуклонно растет. В исследовании, направленном на выявление психологических особенностей детей с отклонениями в развитии, испытывающих трудности в обучении, приняли участие учащиеся младших классов средних школ Свердловской области в количестве 230 человек, из них 111 девочек (48 %) и 119 мальчиков (52 %). Основной методикой диагностики явился тест Тулуз-Пьерона, универсальный для психофизиологической оценки. Среди наиболее выраженных признаков минимальной мозговой дисфункции выделяются: недостатки сформированности памяти, мышления, произвольного внимания, повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость, двигательная неуправляемость, слабость саморегулирования. В результате проведенного исследования подтверждены гипотезы о том, что у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, в зависимости от выраженности типа, существуют особенности развития высших психических функций и характера поведения в процессе обучения, требующие специальных приемов контроля и оценки знаний учащихся.