Связь интеллекта и исполнительных функций у дошкольников

Авторы

  • Елена И. Николаева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия; Елецкий государственный университет им. А. И. Бунина, Елец, Россия https://orcid.org/0000-0001-8363-8496
  • Анастасия А. Исайко Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
  • Нина А. Соболева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2020.1.2.3

Аннотация

В работе поднимается проблема взаимосвязи исполнительных функций и интеллекта. На основе обсуждения компонентов исполнительных функций, предлагаемых разными авторами, выбирается два компонента, включенные практически во все исследования: тормозный контроль и рабочая память. Для оценки интеллекта выбирается тест Дж. Равена, направленный на описание невербальной памяти. Такой выбор обусловлен тем, что в дошкольном возрасте еще достаточно много детей, имеющих речевые проблемы, препятствующие адекватной оценке вербального интеллекта. Для оценки тормозного контроля использовались парадигмы go/go и go/no-go (Vergunov & Nikolaeva, 2009) и тест, направленный на оценку рабочей памяти (Razumnikova & Savinykh, 2016). Специфика теста, направленного на описание уровня тормозного контроля, состояла в том, что сенсорный поток, который предлагался ребенку, имел фрактальную структуру и состоял из двух одинаковых частей, о чем ребенку не сообщалось. Некоторые дети, тем не менее, вторую часть теста выполняли лучше, чем первую. Это могло свидетельствовать о том, что дети интуитивно обнаружили закономерность и обучились реагировать эффективнее. В рамках серии go/go у детей вырабатывалась реакция отвечать на каждый предъявляемый стимул. В рамках серии go/no-go запрещалось реагировать на целевой стимул, на который ранее уже была выработана реакция. Предполагалось, что так можно оценить тормозный контроль. При оценке рабочей памяти испытуемым предлагалось три серии, включающие один и тот же набор зрительных стимулов, в каждой серии порядок их предъявления менялся. Оценивались объем воспроизведения материала в каждой серии и интерференционное торможение, возникающее вследствие предъявления одного и того же набора стимулов. В исследовании приняли участие 90 дошкольников (средний возраст 6.5±0.4 лет), родители всех детей подписывали информированное согласие, а всем детям рассказывалось о целях исследования. Показано, что в этом возрасте невербальный интеллект не связан ни с параметрами тормозного контроля, ни с параметрами рабочей памяти. В качестве основной причины отсутствия такой связи предлагается незрелость префронтальной коры в данном возрасте, что приводит к низким оценкам как тормозного контроля, так и интерференционного торможения. Но было показано, что невербальный интеллект связан с большей эффективностью выполнения второй части теста go/go. Это позволяет предположить, что чем выше интеллект ребенка, тем лучше он ориентируется в сенсорном потоке вокруг него.

Сведения об авторах

Елена И. Николаева, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия; Елецкий государственный университет им. А. И. Бунина, Елец, Россия

Николаева Елена Ивановна, доктор биологических наук, профессор, кафедра возрастной психологии и педагогики семьи, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; кафедра психофизиологии и педагогической психологии, Елецкий государственный университет им. А. И. Бунина.
191186, Россия, Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Мойки, д. 48.

Анастасия А. Исайко, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

Исайко Анастасия Артемовна, магистр, кафедра возрастной психологии и педагогики семьи, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
191186, Россия, Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Мойки, д. 48.

Нина А. Соболева, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

Соболева Нина Александровна, магистр, кафедра возрастной психологии и педагогики семьи, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
191186, Россия, Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Мойки, д. 48.

Опубликован

2020-11-27

Выпуск

Раздел

Научные исследования