Связь навыков письма и чтения с развитием высших психических функций у младших школьников с дисграфией
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2025.6.2.2Ключевые слова:
письмо; чтение; высшие психические функции; нарушения речи; дисграфия; нейропсихологическая диагностика; коррекция; младшие школьникиАннотация
Сложности в освоении детьми навыков чтения и письма и, соответственно, трудности в усвоении общеобразовательной программы, личностном развитии объясняются несформированностью у них разных высших психических функций. Данная тема изучена недостаточно и предлагаемое исследование может способствовать более глубокому пониманию речевых нарушений у детей (дисграфии, дислексии и пр.) и возможностей их коррекции. Целью исследования стало выявление и описание связи между базовыми учебными навыками (письмо, чтение и их нарушение в форме дисграфии) и высшими психическими функциями у младших школьников в возрасте 7-11 лет, испытывающих сложности в освоении учебной программы. Был обследован 51 ребенок (14 девочек и 37 мальчиков) на базе НИЦ детской нейропсихологии имени А. Р. Лурия и логопедической группы общеобразовательной школы. Использованы методы диагностики А. Р. Лурия, адаптированные для детей младшего школьного возраста (Ж. М. Гозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева), метод комплексной оценки устной и письменной речи (Р. И. Лалаева и Л. В. Венедиктова). В результате исследования выявлена связь между навыком письма и памятью (слухоречевая, двигательная), характеристиками психического функционирования (ориентировка, общий уровень) и зрительным гнозисом; навыком чтения и интеллектуальными функциями (понимание смысла сюжетных картинок, счет, решение математической и логической задач), двигательной памятью, фонематическим слухом и динамическим праксисом. Кроме того, исследуемые учебные навыки связаны с общим уровнем развития речи, памяти и интеллекта. На основании полученных результатов постулируется, что учебные навыки осваиваются детьми параллельно, но неравномерно, они тесно связаны с развитием высших психических функций; при разработке программ коррекции сложностей в обучении письму и чтению необходима реализация комплексного подхода, ориентированного на целенаправленное воздействие на отдельные психические сферы, косвенно связанные с учебными навыками: развитие памяти и речи, совершенствование двигательных навыков, тренировка навыка решения математических задач, логики, счета. Работа способствует пониманию закономерностей преодоления трудностей освоения основных познавательных навыков, а также позволяет определить возможные компенсаторные механизмы, которые могут помочь специалистам организовать коррекционную работу с младшими школьниками. Устранению дисграфии служит своевременное выявленные нарушения письма и чтения у младших школьников и комплексно построенная работа с учетом нейропсихологического подхода. Дальнейшее исследование может быть направлено на выявление значимых связей между навыками чтения, письма и особенностями внимания, гностическими функциями, между навыками письма и двигательной активностью, интеллектом.