Оценка управляющих функций у детей 6–9 лет: проблема экологической валидности и разработка дневника наблюдения

Авторы

  • Елена Александровна Разумовская Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  • Наталия Валерьевна Абрамова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  • Дарья Сергеевна Жлудова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  • Наталья Владимировна Жукова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0002-9863-257X

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2024.5.1.4

Ключевые слова:

управляющие функции; нейропсихологическое обследование; младшие школьники; готовность к систематическому обучению; экологическая валидность

Аннотация

Оценка состояния управляющих функций у детей 6–9 лет важна как с точки зрения понимания общих закономерностей развития когнитивной сферы в этом возрасте, так и с целью профилактики трудностей в обучении и социальной адаптации ребенка. Однако множество исследований указывает на несовершенство диагностического инструментария, используемого для тестовой оценки управляющих функций, в связи с его низкой экологической валидностью. Исходя из этого в настоящее время активно внедряются экологически валидные методы для оценки управляющих функций у детей. Одним из самых популярных признан опросник BRIEF, который предлагается для заполнения учителю и родителю. По данным исследований отечественных нейропсихологов, родительский опросник показывает меньшую диагностическую валидность. Целью данной статьи является представление варианта дневника наблюдения для родителей на основе анализа имеющегося диагностического инструментария и проблем, связанных с экологической валидностью при оценке управляющих функций у детей 6–9 лет. В исследовании были рассмотрены отечественные и зарубежные методики, в частности, нейропсихологическая диагностика состояния III функционального блока мозга у детей 6–9 лет, разработанная под руководством Т. В. Ахутиной, и трехкомпонентная модель оценки управляющих функций у детей, предложенная A. Miyake и коллегами.

Сведения об авторах

Елена Александровна Разумовская, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

магистрант

Екатеринбург, Россия

Наталия Валерьевна Абрамова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

магистрант

Екатеринбург, Россия

Дарья Сергеевна Жлудова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

магистрант

Екатеринбург, Россия

Наталья Владимировна Жукова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

доктор психологических наук, профессор, кафедра общей и социальной психологии

Екатеринбург, Россия

Опубликован

2024-09-23

Выпуск

Раздел

Молодой ученый