Оценка управляющих функций у детей 6–9 лет: проблема экологической валидности и разработка дневника наблюдения
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2024.5.1.4Ключевые слова:
управляющие функции; нейропсихологическое обследование; младшие школьники; готовность к систематическому обучению; экологическая валидностьАннотация
Оценка состояния управляющих функций у детей 6–9 лет важна как с точки зрения понимания общих закономерностей развития когнитивной сферы в этом возрасте, так и с целью профилактики трудностей в обучении и социальной адаптации ребенка. Однако множество исследований указывает на несовершенство диагностического инструментария, используемого для тестовой оценки управляющих функций, в связи с его низкой экологической валидностью. Исходя из этого в настоящее время активно внедряются экологически валидные методы для оценки управляющих функций у детей. Одним из самых популярных признан опросник BRIEF, который предлагается для заполнения учителю и родителю. По данным исследований отечественных нейропсихологов, родительский опросник показывает меньшую диагностическую валидность. Целью данной статьи является представление варианта дневника наблюдения для родителей на основе анализа имеющегося диагностического инструментария и проблем, связанных с экологической валидностью при оценке управляющих функций у детей 6–9 лет. В исследовании были рассмотрены отечественные и зарубежные методики, в частности, нейропсихологическая диагностика состояния III функционального блока мозга у детей 6–9 лет, разработанная под руководством Т. В. Ахутиной, и трехкомпонентная модель оценки управляющих функций у детей, предложенная A. Miyake и коллегами.