Преобразующие возможности эгонаправленной речи (культурно-историческое понимание)
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2024.5.1.1Ключевые слова:
внутренняя речь; экстериоризация; психотехнический эффект; воображаемый «другой»; эгонаправленная речь; голосовая конфронтацияАннотация
Статья посвящена изучению психотехнического потенциала эгонаправленной речи, т. е. обращения к себе как к другому человеку. Идея основана на культурно-исторической теории Л. С. Выготского об этапах овладения ребенком культурными средствами влияния в социальном взаимодействии. Предлагается развитие этой идеи — еще один этап, воздействие на себя с позиции как-бы-другого, что позволяет теоретически обосновать наличие преобразующего / психотехнического эффекта. Авторами была сконструирована и апробирована процедура обращения к себе в виде аудиозаписи: целеполагание, звукозапись обращения к себе, многократное прослушивание записи. Результаты показали, что в ходе целеполагания снижается критичность к ожидаемым изменениям, первые прослушивания вызывают голосовую конфронтацию (вектор работы психолога с клиентом — акцентировать задачу принятия своего голоса и себя), а многократное повторение обращения к себе действительно вносит положительные изменения в самоотношение участников исследования. Предложенная методика имеет эффект гибкой настройки в зависимости от наличия или отсутствия у человека голосовой конфронтации. Для людей с голосовой конфронтацией многократное прослушивание обращения будет более результативным для повышения самопринятия и снижения внутренних противоречий. Люди без голосовой конфронтации смогут сделать нейтральное отношение более позитивными и смягчить негативное отношение.