Формирование субординативного билингвизма при обучении иностранному языку в высшей школе

Авторы

  • Ольга Сергеевна Федькова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина https://orcid.org/0009-0006-4700-8351
  • Наталья Викторовна Лукманова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина https://orcid.org/0009-0001-0933-1426

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2023.4.3.1

Ключевые слова:

субординативный билингвизм; билингвальный текст; перекодирование; интериоризация речи; трансформации; глубинные синтаксические структуры; поверхностные синтаксические структуры; парадигматический принцип; синтагматический принцип

Аннотация

В статье рассматриваются психологические механизмы, которые лежат в основе формирования субординативного билингвизма у студентов неязыковых специальностей в условиях преподавания дисциплины «Иностранный язык» в высшей школе. Субординативный билингвизм определяется как начальный этап формирования устно-речевых умений и навыков, необходимых для дальнейшего развития смешанного скоординированного билингвизма и, как результат, уравновешенного (профессионального) билингвизма. Акцент делается на основных этапах формирования механизма перекодировки содержания с родного языка на иностранный, что способствует, при дальнейшем развитии, автоматизации и интериоризации внутренних программ порождения речи и развитию устно-речевых умений. В результате теоретического анализа методологической и педагогической литературы, применения эмпирических методов, таких как беседа, наблюдение, интервью, тестирование была разработана педагогическая технология, направленная на формирование субординативного билингвизма у студентов начального уровня обучения. Алгоритм данной технологии представлен на примере изучения отдельно взятой темы. Анализ результатов систематического и пролонгированного применения данного алгоритма при изучении языкового материала показал свою практическую эффективность в отношении формирования субординативного билингвизма, навыков продуктивной речевой деятельности и развития речевых умений.

Сведения об авторах

Ольга Сергеевна Федькова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

соискатель, старший преподаватель, кафедра иностранных языков и образовательных технологий
Екатеринбург, Россия

Наталья Викторовна Лукманова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

старший преподаватель, кафедра иностранных языков и образовательных технологий
Екатеринбург, Россия

Опубликован

2023-12-11 — Обновлена 2023-12-23

Выпуск

Раздел

Научные исследования