Нейропсихологические и психофизиологические исследования в логопсихотерапии: памяти Ж.М.Глозман

Авторы

  • Наталия Львовна Карпова Психологический институт Российской академии образования https://orcid.org/0000-0001-9964-7629
  • Елена Ивановна Николаева Российский государственный университет имени А.И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-8363-8496
  • Александр Викторович Добрин Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина https://orcid.org/0000-0002-6210-0520
  • Юлия Богдановна Поприк ГБОУ «Школа № 1159»

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2023.4.2.4

Ключевые слова:

психофизиология заикания; речь; личность; нейродиагностика; семейная групповая психологотерапия; парадигма go/go; рукость; леворукость

Аннотация

Статья посвящена исследованиям в логопсихотерапии, связанным с работой Ж.М. Глозман. Логоневроз — заболевание, которым страдает, по разным источникам, 1–2.5 % населения, поэтому так важны эффективные методы реабилитации. Одним из эффективных методов является групповая логопсихотерапия — методика, разработанная для взрослых и подростков Ю.Б. Некрасовой в 1960-е гг. и в дальнейшем многократно усовершенствованная. Особый этап в научных исследованиях в системе семейной групповой логопсихотерапии начался с приходом Ж.М. Глозман. В группах семейной логопсихотерапии системное меж- и мультидисциплинарное исследование мозговых механизмов заикания под руководством Ж.М. Глозман и В.А. Вартанова в 2004–2006 гг. провел А.А. Кисельников, показав детерминированность данного речевого расстройства многими психологическими переменными. Было установлено, что дезинтеграция лево- и правополушарных взаимодействий в реализации психической активности может быть одним из механизмов заикания. Выявлено, что заикание не является изолированным (чисто периферическим) речевым нарушением, а сочетается с синдромом специфических мнестических, нейродинамических и двигательных дефектов, отражающих дисфункцию заднелобных и срединных структур мозга (I и III функциональные блоки, по А.Р. Лурия), симптомы дисфункции уменьшаются в процессе комплексной логопсихотерапии. В ходе исследований 2015–2020 гг., поддержанных РГНФ и РФФИ, которые проводились с группами заикающихся, а также в Центре нейрокоррекции с детьми, имеющими трудности обучения (Glozman, Karpova, Cheburashkin-Antipov, 2018b), было обнаружено, что неадекватные способы психологической защиты при нарушениях или несформированности навыков коммуникации могут быть связаны с дефектами образа вербальной коммуникации. Было установлено, что заикание может выражаться сильнее в том случае, если у ребенка отмечается кросс-латеральность. Психофизиологические исследования показали роль функциональной асимметрии мозга в формировании заболевания, а также была подтверждена эффективность логопсихотерапии для коррекции логоневроза.

Сведения об авторах

Наталия Львовна Карпова, Психологический институт Российской академии образования

доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

Москва, Россия

Елена Ивановна Николаева, Российский государственный университет имени А.И. Герцена

доктор биологических наук, профессор, кафедра возрастной психологии и психологии семьи

Санкт-Петербург, Россия

Александр Викторович Добрин, Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой медицинских дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Елец, Россия

Юлия Богдановна Поприк, ГБОУ «Школа № 1159»

учитель-логопед

Москва, Россия

Опубликован

2023-09-08

Выпуск

Раздел

Памяти А. Р. Лурия