Нейропсихологические и психофизиологические исследования в логопсихотерапии: памяти Ж.М.Глозман
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2023.4.2.4Ключевые слова:
психофизиология заикания; речь; личность; нейродиагностика; семейная групповая психологотерапия; парадигма go/go; рукость; леворукостьАннотация
Статья посвящена исследованиям в логопсихотерапии, связанным с работой Ж.М. Глозман. Логоневроз — заболевание, которым страдает, по разным источникам, 1–2.5 % населения, поэтому так важны эффективные методы реабилитации. Одним из эффективных методов является групповая логопсихотерапия — методика, разработанная для взрослых и подростков Ю.Б. Некрасовой в 1960-е гг. и в дальнейшем многократно усовершенствованная. Особый этап в научных исследованиях в системе семейной групповой логопсихотерапии начался с приходом Ж.М. Глозман. В группах семейной логопсихотерапии системное меж- и мультидисциплинарное исследование мозговых механизмов заикания под руководством Ж.М. Глозман и В.А. Вартанова в 2004–2006 гг. провел А.А. Кисельников, показав детерминированность данного речевого расстройства многими психологическими переменными. Было установлено, что дезинтеграция лево- и правополушарных взаимодействий в реализации психической активности может быть одним из механизмов заикания. Выявлено, что заикание не является изолированным (чисто периферическим) речевым нарушением, а сочетается с синдромом специфических мнестических, нейродинамических и двигательных дефектов, отражающих дисфункцию заднелобных и срединных структур мозга (I и III функциональные блоки, по А.Р. Лурия), симптомы дисфункции уменьшаются в процессе комплексной логопсихотерапии. В ходе исследований 2015–2020 гг., поддержанных РГНФ и РФФИ, которые проводились с группами заикающихся, а также в Центре нейрокоррекции с детьми, имеющими трудности обучения (Glozman, Karpova, Cheburashkin-Antipov, 2018b), было обнаружено, что неадекватные способы психологической защиты при нарушениях или несформированности навыков коммуникации могут быть связаны с дефектами образа вербальной коммуникации. Было установлено, что заикание может выражаться сильнее в том случае, если у ребенка отмечается кросс-латеральность. Психофизиологические исследования показали роль функциональной асимметрии мозга в формировании заболевания, а также была подтверждена эффективность логопсихотерапии для коррекции логоневроза.