Различия топологических характеристик функциональных сетей мозга у людей с высоким и низким уровнем рабочей памяти

Авторы

  • Илья Максимович Эрнстон Психологический институт Российской академии образования; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Тимофей Валерьевич Адамович Психологический институт Российской академии образования

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2023.4.2.3

Ключевые слова:

когнитивная нейронаука; сетевая нейронаука; функциональная связность; рабочая память; топология нейронный сетей

Аннотация

В настоящее время сетевой подход в нейронауках предоставляет многообещающий способ анализа нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе психологических функций, и широко используется для изучения рабочей памяти. На сегодняшний день данные, полученные в ходе исследований с применением методов нейровизуализации, связывают рабочую память с топологическими особенностями мозговых сетей, такими как повышенная связность между лобной, теменной и височной областями, а также повышенная интеграция сетей мозга в целом. В данной статье рассматривается взаимосвязь между топологическими характеристиками функциональных сетей, полученными путем электроэнцефалографических исследований, и успешностью решения задач Стернберга на рабочую память. Было показано, что более высокая успешность в парадигме Стернберга, подразумевающая более высокую эффективность процессов кодирования, хранения и извлечения информации из рабочей памяти, связана с увеличением интеграции функциональных сетей, выражающейся в различиях в коэффициенте кластеризации, коэффициенте партиципации, индексе Винера и степени влиятельности между группами с высокой и низкой успешностью решения задач на рабочую память (р < .01). Кроме того, наши данные свидетельствуют об изменчивости топологической структуры связности, которую можно проследить по изменению величины стандартного отклонения значений топологических показателей во время выполнения задачи.

Сведения об авторах

Илья Максимович Эрнстон, Психологический институт Российской академии образования; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

стажер, лаборатория возрастной психогенетики ПИ РАО; студент, факультет психологии МГУ

Москва, Россия

Тимофей Валерьевич Адамович, Психологический институт Российской академии образования

младший научный сотрудник, лаборатория возрастной психогенетики

Москва, Россия

Опубликован

2023-09-08

Выпуск

Раздел

Молодой ученый