Особенности личности старшеклассника — потенциального эмигранта
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2023.4.2.2Ключевые слова:
образ России; эмиграция; школа; структура личности; личность как индикатор воспитания; психологические причины эмиграцииАннотация
В России времен Советского Союза проблема эмиграции не стояла, потому что практически не было эмиграции. В России после реставрации капитализма эмиграция была, но не было проблемы эмиграции, поскольку все, кто хотел и мог, свободно уезжали, а образ «гражданина мира» имел положительные коннотации. Все решительно изменилось с началом специальной военной операции, и наше исследование потенциальных причин эмиграции молодежи из России 2021–2022 гг. выглядит сейчас особенно актуальным. Цель исследования — выявить причины, способствующие становлению эмигрантских настроений в страте школьников шестнадцати–восемнадцати лет, учащихся старших классов общеобразовательных школ. Дизайн исследования предполагал сравнение психологической структуры личности старшеклассников, носителей разного, негативного и позитивного, образа России и соответствующего этому образу психологического портрета. В исследовании приняли участие 70 человек, из них 27 юношей и 43 девушки, все — учащиеся престижных школ Екатеринбурга. Анализ связей переменных «Негативный образ России» и «Желание эмигрировать» с переменными, образующими психологический портрет личности, показал очевидное различие этих портретов. Было выявлено, что желание эмигрировать определяется существующим в сознании старшеклассника негативным образом России, который является причинным фактором, формирующим особенности личности потенциального эмигранта.